МБОУ НКСОШ с 2007г. имеет статус «Казачье» (приказ Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское», министерства общего и профессионального образования Ростовской области и департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области №415 от 14.11.2007/№2550 от 20.11. 2007/№ 132 от 14.11.2007 «О присвоении областного статуса «Казачье»).
Система работы, направленная на сохранение и укрепление
культурно-исторических традиций казачества
в МБОУ НКСОШ
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства; личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью. Одним из основных направлений военно-патриотического воспитания школьников является сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа имеет большой многолетний опыт по внедрению в образовательный процесс элементов регионального этнокультурного казачьего компонента, направленных на:
- возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций донского казачества;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к православным традициям казачества, через изучение основ православной культуры;
- воспитание учащегося на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству.
Развитие казачьей деятельности в школе является одним из приоритетных на протяжении многих лет. Весь коллектив и общественные организации активно работают над созданием в школе целостной системы казачьего образования, разноуровнего и дифференцированного в соответствии с разными категориями учащихся.
Внедрение регионального этнокультурного казачьего компонента осуществляется в рамках следующих направлений деятельности:
Учебный процесс
Реализация казачьего компонента в МБОУ НКСОШ ведётся путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия , закономерности обосновываются на основе местного материала (преподавании всех предметов учебного плана).
Региональный компонент реализуется через курсы «Литература Дона» в 8-9 классах и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе.
На уроках литературы изучаются произведения донских писателей и поэтов (М.А. Шолохов, В. Закруткин, А. В. Калинин, И.Н. Кудрявцев и др.), а также донские мотивы в произведения русских писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А. Блока, Л. Толстого, М. Лермонтова и др.). Изучение истории и специфики казачьего фольклора, разнообразие его жанров, донских пословиц и поговорок, казачьих песен, донских былин и легенд проводится на уроках Литературы Дона в 8-9 классах и внеклассных мероприятиях.
Кроме того, региональный компонент применяется на уроках русского языка (использование текстов, в которых отражены культура Донского края, обычаи донских казаков и их быт).
Изучается лингвистическая спецификация Дона, вхождение в культуру донского казачества и тесно связанные с ней историю и культуру родного края. Это даёт возможность помочь учащимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей заселения Донского края и основными вехами истории донского казачества через специфику языка.
Изучение регионального компонента по истории Донского края позволяет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
- выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с сознанием своей этнонациональной, региональной и государственно- политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными и историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
- самостоятельной интерпретации информации;
- объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;
- самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
Знакомство детей с многообразным, чудесным, нравственно возвышенным миром Православия, с значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека призван курс "Основы религиозных культур и светской этики", а именно его модуль «Основы православной культуры». Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности учащегося через приобщение к духовному опыту, основанного на традициях Православия.
При изучении английского языка страноведческое содержание направлено на то, чтобы учащиеся узнали взаимосвязи культуры страны изучаемого языка и культуры Донского края. Для совершенствования знаний, умений и навыков, учащиеся знакомятся с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями. В качестве наглядного материала используются картины, рисунки, карты Донского края.
Воспитательный процесс
Духовно-нравственному воспитанию способствует воспитание учащихся на традициях казачества. Воспитательные программы классных коллективов 1 - 11 классов направлены на воспитание подрастающего поколения на традициях донского казачества. Ежегодно классными руководителями проводится цикл воспитательных мероприятий, направленных на изучение быта, традиций, культурного наследия донских казаков.
Из состава юношей и девушек 8 – 11 классов создана и функционирует казачья дружина. Ученическое самоуправление в школе построено по принципу казачьего самоуправления и осуществляется через Совет атаманов школы. Ежегодно в школе проводятся выборы атамана школы. Члены ученического самоуправления школы прошли обучение в школе Юного атамана и школы Юного вожатого на базе МБОУ ДО ДДТ, принимают активное участие в слёте казачьих дружин школ района.
Особое место в воспитании будущих казаков и казачек занимает школьный краеведческий музей "Страницы истории родного края". На базе музея проходят экскурсии по истории родного края, музейные уроки и занятия: "Дворяне станицы Нижнекундрюченской", презентация книги Щербанова В.К. «Ратная слава Дона» ( с приглашением потомков Крицкина В.А., представленного к званию Герой Советского Союза), урок, посвященный Дню Героев России и 100 – летию начала Гражданской войны; "Моя родословная", "Культура и быт станицы Нижнекундрюченской" и т.д.
Коллектив школы в вопросах воспитания подрастающего поколения активно сотрудничает с представителями казачьего общества ст. Нижнекундрюченской. Казаки являются членами Управляющего совета школы, присутствуют на многих общешкольных мероприятиях казачьей направленности, принимают юношей школы в ряды молодёжной организации "Донцы". Кроме того, подарили экскурсоводам школьного музея макет сторожевой казачьей вышки.
Внеурочная деятельность
В ходе реализации в 2019-2020 учебном году таких курсов как «Мой край родной», «Казачьи напевы», «Донские сказки», «История Донского края», «Казачья сказка», «Сказки Тихого Дона», «Песни и сказки Тихого Дона», «Казачок», «История донского казачества» формируется воспитательная система, способствующая становлению личности донского казака и казачки.
РАЙОННЫЙ СМОТР СТРОЯ И ПЕСНИ "КАЗАЧИЙ СПОЛОХ" - 2019
День памяти жертв массовых репрессий и геноцида в отношении казачества